Недавно мама рассказала, как в детстве я называла таракана «такаяном», а хлеб — «флебом».  Это были не проблемы с произношением, а, если можно так сказать, детский «сленг». И спустя некоторое время к вещам вернулись их обычные имена. Но случается, что за «сленгом» прячется нарушение произношения. Бить в колокола со всей силы не стоит, но предпринять некоторые меры все же необходимо.

Из-за чего могут возникнуть отклонения?

Произношение первых отчетливых слов малыши осиливают в возрасте от 9-ти до 18-ти месяцев. Новые слова дети учат разными темпами, но чаще всего в 2 или 3 года они уже обладают достаточным словарным запасом. Если к этому моменту у вашего ребенка наблюдаются затруднения в речи, заикания или невнятная дикция, задумайтесь, что же стало этому причиной?

Нарушение произношения возникает в таких случаях:

— из-за короткой уздечки языка, которая может давать дефекты при произношении гласных звуков «р», «л», «ш», «ж»;
— из-за ослабления движений мышц языка речевые органы работают неточно, вяло и некоординированно;
— из-за неправильного прикуса зубов;
— из-за неправильно развитого произношения;
— из-за негативных эмоций;
—из-за окружения (ребенок может путем повторения перенимать дефекты).

Как устранить нарушение произношения?

Конечно же,  вы можете пойти по простому пути и воспользоваться  услугой «логопед на дом», которую предоставляют большинство современных частных клиник. Родители, предпочитающие бороться с трудностями без посторонней помощи, могут  позаниматься с ребенком самостоятельно.

Перед тем, как начать испытывать на ребенке найденные в интернете упражнения, вслушайтесь, какие именно звуки он не выговаривает. Малыш или малышка могут просто упускать этот звук, могут произносить неправильно или заменять другим. Иногда бывает, что произношение определенного звука отдельно дается ребенку без труда, но сказать его в слове он не может.

Нарушение произношения исправляется в три этапа:

  1. подготовительные упражнения. На звук «р» — пускай ребенок постарается воспроизвести рокот мотора, на «ш» — шипение змеи, на «ж» — жужжание жука;
  2. упражнения по постановке звука. Посмотрите на положение своих речевых органов при произношении нужного звука. Пускай малыш повторит за вами, чтобы положение его речевых органов было правильным;
  3. практическая часть — закрепление звука в отдельных слогах, а потом словах и предложениях.

Проведите эти упражнения в виде игры и посмотрите, как быстро ребенок начнет правильно произносить те звуки, которые раньше давались ему с большим трудом!